Skip to Content

Проект TuCAHEA

Идея проекта TuCAHEA

 

 

     Тюнинг образовательных структур в Европе начался в 2000 году как проект,  связывающий политические цели Болонского процесса с Лиссабонской стратегией реформирования высшего образования. Со временем Тюнинг превратился в процесс пересмотра подходов к проектированию, разработке, внедрению, оценке и повышению качества реализации второй и третьей ступеней цикла программ. Результаты Тюнинга, а также его инструменты представлены в ряде публикаций, где учреждениям и академикам предлагается испытать и использовать их в своих собственных условиях. Тюнинг был разработан и предназначен для высших учебных заведений.

 

    Название Тюнинг отражает идею о том, что европейские университеты не имеют и не должны добиваться единообразия в своих программах высшего образования или какого-либо единого подхода к их построению, а просто искать точки сближения и взаимопонимания.

 

    Защита богатого многообразия европейского образования является первостепенной для Тюнинга, который никоим образом не стремится ограничить независимость академических и отраслевых специалистов или разрушать местные и национальные власти.

 

    Тюнинг сфокусирован не на структурирование образовательного процесса, а на его предметной области, то есть на содержании обучения. В то время как образовательные системы в первую очередь являются обязанностью правительств, ответственность за структуру образования и его содержание несут прежде всего сами высшие учебные заведения и их преподавательский состав.

 

    Болонский процесс ведет к реформированию образовательных систем во всех странах Европы в результате принятия политического решения об объединении различных национальных систем Европе в одну единую систему. Данная реформа послужила  началом новых обсуждений среди учреждений высшего образования таких вопросов, как сопоставимость учебного процесса с точки зрения их структуры, программ и подходов к обучению, то есть, всего того круга вопросов, которыми занимается Тюнинг.

 

    Главная цель проекта – внести вклад в развитие пространства высшего образования Центральной Азии, в соответствии с европейским пространством высшего образования, принять во внимание и оценить специфические потребности и потенциалы региона в целом и стран-партнеров в частности, отвечая таким образом на запросы высшего образования в частности и всего общества в целом.
 

    Проект был задуман как присоединение Центральной Азии к процессу Тюнинг, который базируется на методологии широко развитой преподавателями вузов совместно со студентами, выпускниками, административными работниками, служащими и сотрудниками министерств. Целями TuCAHEA являются: расширенное использование компетентностно-базовых инструментов и инструментов улучшения качества разработки учебных программ, усовершенствование региональных систем высшего образования, создание платформы обмена знаниями и разработки инструментов улучшения качества в регионе в целом и в каждой отдельной стране, а также поддержка законодательственными органами создания в рамках регионов совместимости и соответствия европейскому пространству высшего образования; создание пилотных Тюнинг групп по предметным направлениям, которые подготовят пособия пользователя и будут точками опоры ключевых секторов; проведение тренингов для сотрудников министерств, преподавателей вузов и независимых экспертов по использованию компетентностно-базовых инструментов; обмен студентами в и за пределами региона и усовершенствование таких необходимых для организации мобильности инструментов, как улучшение качества и прозрачность признания. Одной из важных целей проекта является создание информационных центров по распространению знаний о проекте Тюнинг как в столице, так и на периферии каждой страны-партнера.

 

    Главные результаты, которые предусматривается получить в ходе работы проекта это: расширение знаний о процессе Тюнинг, включение центральноазиатского пространства высшего образования в широкий международный контекст Тюнинга, углубление знаний о наличии инструментов улучшения качества и прозрачности признания с целью создания базы будущего сотрудничества, осуществление широкого спектра консультаций как по общим, так и по отдельным предметным компетенциям, подготовка и публикация Тюнинг разработок по предметным направлениям; разработка дескрипторов программ подготовки на базе компетентностного подхода, принимая во внимание описание профилей, уже разработанных в рамках проекта Тюнинг и с учетом квалификационных рамок ENIC-NARIC Network. И в итоге, развивая упомянутые выше пункты, создание базы центральноазиатского пространства высшего образования, центральноазиатских квалификационных рамок и применение системы кредитов.

 

Консорциум

Университеты-координаторы проекта:

  • Европа: Университет Гронинген, Нидерланды, Проф. Роберт Вагенар
  • Европа: университет г.Пиза. Италия, Проф Кэтрин Айзекс

 

Менеджер  проекта:
Ингрид Ван дер Мейер, Университет Гронинген

 

Университеты-участники проекта:

    47 партнеров, 34 университетов Центральной Азии, 5 министерств, 8 университетов Европы

    Казахстан – 6 партнеров – Казгаса, КазЭУ им.Т.Рыскулова , МУИТ, КарГУ им. Е.А. Букетова, ЮКГУ им. М.Ауэзова, Кызылординский государственный университет им.Коркыт Ата, Министерство образования и науки РК. 

 

Исполнители:

Страновой координатор, координатор МУИТ – Закирова Г.Д.

Координатор КазЭУ им. Т.Рыскулова  – Сапаргалиева Б.О.

Координатор ЮКГУ им.М.Ауэзова  – Ефимова И.

Координатор КазГАСА-  Абилова Б.А.

Координатор КарГУ им. Е.А.Букетова  – Карстина С.Г.

Координатор Кызылординского государственного университета им. Коркыт-ата – Кеншинбай Т.И.

Министерство образования и науки РК – Нарбекова Б.М.

 

Развитие проекта

Организационное заседание TuCAHEA в Брюсселе, 20 и 22 ноября , 2012 года

    Центральную группу TuCAHEA, составляют руководящая и координирующая группы проекта (проф. Роберт Вагенаар, проф. Анн Катрин Изаакс. На первом заседании были утверждены планы работы на 2012-2013 год, обсуждены основные документы проекта, определены даты проведения страновых и пленарного собрания консорциума.

 

    По итогам первого заседания участников проекта в каждом университете-партнере были проведены организационные мероприятия: созданы рабочие группы, обсудились все основополагающие документы (Методология Тюнинга, Project handbook, project Directory, материалы других проектов по Тюнингу и др.)

 

Февраль, 2013 года

    Проведено первое Страновое собрание на базе КазГАСА с участием всех координаторов страны, представителей всех кафедр и рабочей группы КазГАСА.

 

    Результатом собрания является список Общих компетенций (Generic Competences), выработанный казахстанскими партнерами для обсуждения и утверждения на Пленарном собрании.

 

    Распределены в соответствии с имеющимися специальностями Subject Specific Area:

    Business,                         KazEU, SKSU

    Economics,                      KazEU, IITU

    Engineering,                    KazGASA, SKSU 

    Environmental Protection and Food Safety – SKSU, KazGASA

    Humanities (History),       KSU, KKSU

    Language,                          IITU, KazEU

    Law,                                  KSU, KKSU

    Natural Sciences               KKSU, KSU

    Teacher Training and Education – KKSU, KSU, SKSU

 

 

Апрель, 2013 года

Первое пленарное собрание консорциума (в Алматы, на базе МУИТ)

На Пленарном собрании:

-   были обсуждены и утверждены Список Общих компетенций для Центральной Азии;

- проведена работа по обсуждению Специфических компетенций по 8 предметным областям ((экономика, право, бизнес, образование, охрана окружающей среды, изучение языков, история, инженерия)

    Проведены заседания рабочей группы по разработке компетентностного подхода в образовательных направлениях вуза;

 

Май – июнь, 2013 года

    Проведение консультаций со студентами бакалавриата, магистратуры, преподавателями вузов и работодателями по актуальности предложенных общих и предметных компетенций. Консультации были проведены посредством заполнения предложенной он-лайн анкеты со списком компетенций. Консультации были проведены во всех вузах-партнерах, Общее количество участвовавших 22 000 человек, по Казахстану – около 2400 чел.                                           

 

Сентябрь,  2013 года  

    Первый тренинговый визит в университеты Европы (Университет Гент, Университет г. Пиза).

    В программе тренинга – встреча с представителями европейской комиссии (Ms Alba Chiara Tiberi, Tempus Project Advisor,  Peter van der Hijden, European Commission DG Research and Innovation), знакомство с процедурой внедрения методологии Тюнинга в университете Гент (Бельгия), университета Пизы. Участниками тренинга был проведен анализ проведения консультаций, были определены ключевые вопросы для страновых заседаний, определены задачи для Второго пленарного собрания.

 

IMG_1415

 

Октябрь, 2013 года

    Проведено второе страновое собрание на базе Южно-Казахстанского государственного университета им.М.Ауэзова:

    1)  Обсуждены результаты проведения консультаций по общим и предметным консультациям на базе графического анализа.

    2) Выработаны рекомендации для создания “Guidelines and Reference Points” (“conceptual frameworks”) for the TuCAHEA Subject Areas: Template and explanations for discussion»

    3) Определены участники Второго пленарного собрания в г. Бишкеке.

 

    Национальным офисом Темпус проведен мониторинг проекта в соответствии с планом мониторинга. На мониторинге участвовали все координаторы университетов-партнеров, представители преподавательского и студенческого коллектива ЮКГУ им. М. Ауэзова . Было проанализировано состояние работы университетов по претворению в жизнь задач проекта

 

SAM_51571

 

Март  2014 года

     13-14 марта 2014 года  в Карагандинском государственном  университете им. Е.А.Букетова  состоялось третье  страновое  собрание  проекта « По направлению   Центрально - Азиатскому  пространству  высшего образования: Тюнинг  структура и формирование  культуры качества». Участниками встречи были:  координаторы проекта -   Международный  университет информационных технологий, Казахский экономический университет  им. Т. Рыскулова, Казахская Головная  Архитектурно - Строительная Академия, Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова, Кызылординский государственный университет им. Коркыт-Ата, Южно- Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова. А также в работе третьего  странового совещания принял  участие эксперт Георг Новак   из университета  Упсала (Швеция).   

    В ходе третьего странового собрания были представлены  матрицы по направлениям: экономики, бизнеса, филологии, инженерии, образованию,  естественным наукам, пищевой безопасности и защите окружающей среды. Также подведены итоги  по выполненной работе и   дальнейшего  плана действий в рамках проекта.

 

 

Официальный сайт проекта

http://www.tucahea.org/index.html



Абзал Орымбетов | page