Skip to Content

Проект ТЕМПУС QUEECA «Качество инженерного образования в Центральной Азии»

 

530326-TEMPUS-1-2012-1-IT-TEMPUS-SMGR

Период: 15.10.12 -14.10.15

 

 

 

     QUEECA является проектом Tempus, который направлен на создание и внедрение системы обеспечения качества инженерного образования в странах Центральной Азии, и должен завершиться допрофессиональной аккредитацией инженерных программ (т.е. аккредитация образовательных программ как траектория вступления в инженерную профессию). Аккредитованные программы должны удовлетворять таким же требованиям, как для присуждения знака качества EUR-ACE, т.е. Рамочным стандартам EUR-ACE и Европейским стандартам и рекомендации по обеспечению качества в высшем образовании.

 

     Это будет достигнуто путем создания сети национальных агентств по обеспечению качества/аккредитационных агентств (и, возможно, областной федерации), способных аккредитовывать инженерные программы и уполномоченных ENAEE присуждать знак качества EUR-ACE, через следующие шаги:

 

    1. Создание национального инженерного образовательного сообщества, там, где оно не существует (в Республике Казахстан, укрепление существующего Казахстанского общества инженерного образования KazSEE) и центрально-азиатской федерации инженерных образовательных сообществ, имеющие партнерские отношения с SEFI и IFEES.

 

    2. Адаптация рамочных стандартов EUR-ACE и формулирование аналогичных центрально-азиатских стандартов (CAEAS) на русском и английском языках.

 

    3. Создание аккредитационных центров в каждой центрально-азиатской стране (с региональной координацией), подготовка соответствующих «аккредитующих органов.

 

    4. Проведение серии пробных процедур аккредитации с международными командами для тестирования проекта CAEAS и местных аккредитующих органов.

 

    5. Формулирование окончательного варианта CAEAS, принимая во внимание результаты пробной аккредитации.

 

    6. Проведение первого запуска пилотной аккредитации инженерных программ и присуждение первых знаков качества EUR-ACE в Центральной Азии.

 

    7. Составление самостоятельного финансового плана проведения аккредитации после закрытия проекта.

 

Партнеры

 

http://www.mappi.net/mappa_europa_7.jpg    В выполнение проекта QUEECA вовлечены 4 страны из Центральной Азии. Координатором трехлетнего проекта QUEECA является университет Флоренции, школа инженерии, под руководством профессора Клаудио Борри. Консорциум QUEECA включает европейских партнеров из Италии, Германии, Бельгии, Португалии и Соединенного Королевства и центрально-азиатских партнеров из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.

 

Консорциум

Европейские партнеры:

P1  Università di Firenze - Facoltà di Ingegneria - Firenze, Italy

P2 ASIIN e v. -  Duesseldorf, Germany

P3 European Network for Accreditation of Engineering Education ENAEE - Bruxelles, Belgium

P4 Instituto Superior de Engenharia de Lisboa, ISEL

Lisboa, Portugal

P5 Middlesex University - London, United Kingdom

P6 QUACING Agency - Rome, Italy

P7 Ruhr University Bochum - Bochum, Germany

P8 Société Européenne pour la formation des Ingénieurs SEFI,  Bruxelles,Belgium

P9 Sapienza Università di Roma - Roma, Italy

P10 Università degli Studi di Genova - Genoa, Italy

 

Центрально-азиатские партнеры:

P11 Aktobe State University after K. Zhubanov ASU – Aktobe - Kazakhstan

P12 “D.Serikbayev” East Kazakhstan State Technical University – EKSTU -Ust Kamnenogorsk - Kazakhstan

P13 Al Farabi Kazakh National University - KaZNU – Almaty - Kazakhstan

P14 Kazakhstan Society for Engineering Education - KazSEE - Ust-Kamenogorsk - Kazakhstan

P15 Karaganda State Technical University -KSTU KZ – Karaganda - Kazakhstan

P16 Ministry of education and science of Kazakhstan Republic MESKR KZ – Astana - Kazakhstan

P17 M. Azuezov South Kazakhstan State University  - M-Auezov SKSU - Shymkent City – Kazakhstan

P18 Education Network – EdNet - Bishkek City Kyrgyzstan

P19 Kyrgyz State Technical University -  KSTU KG -  Bishkek - Kyrgyzstan

P20  Kyrgyz State University of Construction, Transport and Architecture named after I. Isanov - KSUCTA Bishkek,  Kyrgyzstan

P21 Ministry of Education and Science of Kyrgyz Republic -  MESKR KG – Bishkek, Kyrgyzstan

P22 State Inspection on Licensing and Attestation of Educational Institutions of Ministry of Education and Science of Kyrgyz Republic - SILAEIMESKR- Bishkek, Kyrgyzstan

P23 Ministry of Education of Republic of Tajikistan - ME of the RT – Dushanbe , Tajikistan

P24 Mining Metallurgical Institute of Tajikistan – MMIT – Chkalovsk, Tajikistan

P25 Tajik Technical University named after academician M.S. Osimi – TTU – Dushanbe , Tajikistan

P26 Ministry of Higher Education Republic of Uzbekistan – MHSSE – Tashkent , Uzbekistan

P27 Tashkent State Technical University named after Abu Raikhon Beruni – TSTU – Tashkent, Uzbekistan

P28 Tashkent University of Information Technologies -  TUIT – Tashkent , Uzbekistan

 

http://www.utoronto.ca/ceres/images/CentralAsia/centralasiamap.jpg

 

Цели и приоритеты проекта TEMPUS

     - Содействие реформированию и модернизации высшего образования в странах-партнерах;

    - Повышение качества и актуальности высшего образования в странах-партнерах;

    - Повышение потенциала высших учебных заведений в странах-партнерах и ЕС, в частности в международном сотрудничестве и для постоянного процесса модернизации, и оказание им помощи в открытии себя обществу в целом;

    - Содействие взаимному развитию человеческих ресурсов;

    - Укрепление взаимопонимания между народами и культурами стран ЕС и стран-партнеров.

 

События

    26-29 ноября 2012 года в г. Менаджио (Италия) прошло стартовое совещание проекта ТЕМПУС «Качество инженерного образования в Центральной Азии» (QUEECA). В стартовом совещании участвовали 28 партнеров из Италии, Великобритании, Португалии, Германии, Бельгии, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. В ходе встречи были рассмотрены цель и задачи проекта, обсужден план работы проекта, распределены виды работ между партнерами, выбраны координаторы проекта из каждой страны. В рамках стартового совещания состоялось первое заседание Управляющего совета, на котором было обсуждено распределение бюджета проекта.

 


 

    3-4 апреля 2013 г. в Алматы в КазНУ им. аль-Фараби прошел I Форум проекта Tempus Европейского Союза QUEECA – «Качество инженерного образования в Центральной Азии». Соорганизаторами мероприятия высокого международного уровня выступили Казахстанское общество инженерного образования KazSEE и Национальная академия высшей школы Казахстана.

     Форум стал площадкой для обсуждения вопросов по повышению качества образования в области естественнонаучных дисциплин и разработке центрально-азиатских стандартов аккредитации естественно-технических программ в соответствии с европейскими стандартами и требованиям работодателей. В ходе форума для обсуждения был представлен проект стандартов и рекомендаций QUEECA по внутренней гарантии качества инженерных образовательных программ.

    В форуме участвовали партнеры по проекту из стран Центральной Азии, Европейского Союза: Флорентийский университет, Европейская сеть по аккредитации инженерных программ ( ENAEE ), Ассоциация инженерного образования России (АИОР), Международная федерация обществ инженерного образования ( IFEES ), Инженерный  институт Лиссабона ( ISEL ),  Европейское общество инженерного образования ( SEFI ), Итальянское агентство по аккредитации инженерных программ (QUACING), а также представители МОН РК и правления НЭПК «Союз «Атамекен».

 


 

     2 октября 2013 года начальник отдела аккредитации ДАВ Абдижаппарова Б.Т. приняла участие в первом мониторинге международного проекта ТЕМПУС «Качество инженерного образования в Центральной Азии» (QUEECA), состоявшемся в Восточно-Казахстанском государственном техническом университете им.Д.Серикбаева (г.Усть-Каменогорск). Мониторинг был проведен координатором Национального офиса ТЕМПУС Тасбулатовой Ш.У. В мероприятии приняли участие координаторы из других вузов-партнеров Казахстана. Мониторинг включал отчет каждого координатора о ходе выполнения проекта в университете,  включающий эффективность его реализации, его влияние на образовательную деятельность вуза.

 


 

     14-15 октября 2013 года в Ташкенте  состоялось 2-ое совещание  проекта ТЕМПУС «Качество инженерного образования в Центральной Азии» (QUEECA). В работе совещания приняли участие начальник и специалист отдела аккредитации ДАВ Абдижаппарова Б.Т. и Абуова И.А. В ходе совещания был проведен обзор выполнения запланированных на 1-й год мероприятий, обсуждены дальнейшие шаги по эффективной реализации проекта. Каждый координатор центрально-азиатской страны сделал презентацию о ходе реализации проекта и итогах внутристранового мониторинга, проведенного Национальным офисом Темпус.  Отдельно рассматривался вопрос об анализе проекта стандартов QUEECA по внутренней гарантии качества в инженерном образовании. Рабочей группой университета были разработаны предложения по совершенствованию и адаптации стандартов QUEECA к условиям Центральной Азии.

 


 

      9-10 июня 2014 года во Флоренции (Италия) состоялось совещание  проекта. В работе совещания приняли участие специалисты отдела аккредитации ДАВ Абуова И.А. и Якубова Н.Б. В ходе совещания был проведен обзор выполнения мероприятий по календарному плану, обсуждена дальнейшие работа по проекту. Каждый координатор центрально-азиатской страны сделал презентацию о ходе реализации проекта. Так же Европейская сеть по аккредитации в области инженерного образования (ENAEE) провела семинар. На семинаре были рассмотрены современные тенденции в глобальном инженерном образовании, процесс авторизации агентств на выдачу знака качества EUR-ACE. В рамках встречи был проведен круглый стол на тему: «Аккредитация инженерных программ: Лучшая практика в Европе и Центральной Азии».

 


 

     В период с 30 июня по 2 июля 2014 года  в рамках проекта ТЕМПУС «Качество инженерного образования в Центральной Азии» (QUEECA) прошел обучающий тренинг для экспертов в области профессионально-общественной аккредитации инженерных образовательных программ, организованный Ассоциацией инженерного образования России (АИОР). Программа семинара-тренинга включала следующие тематики: Аудит образовательных программ университета, критерии и процедура аккредитации образовательных программ, Процедура самооценки (университет и образовательные программы), Профессиональная аккредитация образовательных программ: система развития, результаты обучения, цели образовательной программы.  Успешное обучение на тренинге прошли зав.кафедрами факультета Легкой и пищевой промышленности Уразбаева К.А., Калдыбаев Р.Т. и начальник отдела аккредитации ДАВ Абдижаппарова Б.Т.

 

8-9 июня 2015 года начальник отдела аккредитации ДАВ Абдижаппарова Б.Т. приняла участие в Республиканском семинаре «Национальные рамки квалификаций: от методологии архитектуры до практики применения» (http://www.erasmusplus.kz/index.php/ru/), состоявшемся в  Евразийском национальном университете им. Л.Н.Гумилева. В рамках семинара состоялась выставка результатов проектов Темпус IV. Проект  «Качество инженерного образования в Центральной Азии» (QUEECA) был награжден сертификатом «За вклад в интернационализацию вуза».  

 
25 сентября 2015 года начальник центра организации учебногоп роцесса ДАВ Адырбекова Г.М. и специалист отдела организации и контроля обеспечения качества обучения на иностранных языках Тукибаева А.С. приняли участие в совещании проекта Темпус  «Качество инженерного образования в Центральной Азии» (QUEECA), который прошел во Флорентийском университете (Италия). На совещании обсуждены вопросы дальнейшего продления проекта, подведены итоги выполненных работ  согласно календарному плану. 


Абзал Орымбетов | page